640003, г. Курган, ул. Невежина, дом 26, корпус 2
8 (3522) 44-81-12
kpt-kurgan@mail.ru

Дидактические средства обучения

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых педагогом методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности.
 
Дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

  • служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
  • являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли студентов (формирующая функция);
  • представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых студентами, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

 
Виды дидактического материала:

  • Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
  • Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
  • Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
  • Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
  • Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
  • Задания с проблемными вопросами.
  • Задания на развитие воображения и творчества.
  • Экспериментальные задания.
  • Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
  • Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
  • Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
  • Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
  • Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
  • Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
  • Алгоритм выполнения задания.
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  • Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
  • Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
  • Тесты с возможностью самоконтроля.

 
Основные требования к дидактическому материалу:

  • доступность (дидактические материалы подбираются педагогом согласно достигнутого уровня обучающихся);
  • логичность
  • самостоятельная деятельность (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
  • индивидуальная направленность (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
  • наглядность и моделирование (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
  • познавательная мотивация;

 
Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

  • определение целей обучения на занятии;
  • отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
  • определение области и цели использования дидактических материалов;
  • разработка занятий с использованием дидактических материалов;
  • проектирование заданий для отобранных тем;
  • выбор адекватного способа представления дидактического материала;
  • выбор средств, участвующих в разработке;
  • разработка дидактических заданий;
  • формирование методического аппарата;
  • разработка методических рекомендации;
  • выработка критерия оценки результатов обучения;
  • разработка средств контроля знаний и способов их применения;
  • включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс использования на занятиях;
  • интерпретация полученных результатов.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ