640003, г. Курган, ул. Невежина, дом 26, корпус 2
8 (3522) 44-81-12, 8 (3522) 48-48-59- приёмная комиссия
kpt-kurgan@mail.ru

Модели преподавателей

Идеальный преподаватель — существо сказочное, или некоторые исследования студентов …
 
Кто он — идеальный преподаватель? Тема взаимоотношения преподавателя со студентами была интересна во все времена. Какой он идеальный педагог, по мнению студентов? Мы решили провести собственное исследование и выявить качества, присущие такому преподавателю, нарисовать его портрет. Вот качества которые, по мнению студентов, свойственны лучшим преподавателям: заставляет учить вовремя, принципиальный, отлично объясняет материал, умный, четкое знание своей дисциплины, строгий и справедливый, никогда не дает спуска, крепость характера, требовательный. Наряду с этими профессиональными качествами студенты также выделяли чисто человеческие: галантный, обаятельный, внимательный, веселый, «крутой», честный. По этим качествам и особенностям каждого преподавателя мы попытались сформировать их обобщенные модели.
 
МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

МОДЕЛЬ ПЕРВАЯ: «ЖАЛКО ТРОЙКУ СТАВИТЬ»
 
Данный тип имеет следующие основные черты: с должным уважением относятся к собственному предмету, подчеркивают его важность и «нужность»; считают, что студент постоянно чем-то занят, и не особенно «напрягают» его домашними работами; стопроцентная посещаемость, как правило, только на первой лекции; чем дальше — тем меньше. Лекции обычно неинтересные (основное занятие студента — игра в крестики-нолики), такого преподавателя слышно на первой, максимум — на второй парте; грандиозный авторитет зачетки студента: если в зачетке одни пятерки, то получить тройку или четверку просто нереально, даже если ничего не выучено.
 
МОДЕЛЬ ВТОРАЯ: «САМА ЗНАЮ, А ВАМ НЕ СОВЕТУЮ»
 
Отличительные признаки: студенты относятся к таким преподавателям с некоторым сочувствием, небольшими насмешками; лекция обычно превращается в душевный разговор типа «как я собирал морошку»; отличная оценка за экзамен ставится просто так, а если не просто так — то за коробку конфет или бутылку коньяка… как правило, в копилку знаний студента по данному предмету ничего не добавляется.
 
МОДЕЛЬ ТРЕТЬЯ: «ВСЕ ПОНИМАЮ, СКАЗАТЬ НЕ МОГУ»
 
Отличительные особенности: на лекции такой преподаватель вещает на своей волне; студенты мало что понимают, а получающиеся лекции больше похожи на бред сумасшедшего; данный предмет большого интереса у студентов, как правило, не вызывает; посещаемость от лекции к лекции уменьшается в геометрической прогрессии; проблема на экзамене возникает только у тех, кто не знает, как зовут преподавателя, а все остальные уходят с четверками и пятерками; к сожалению, и у этих преподавателей не все студенты хоть чему-нибудь научатся.
 
МОДЕЛЬ ЧЕТВЕРТАЯ: «ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ»
 
Характерные черты: в принципе вызывают должное уважение у студента к предмету и преподавателю; на лекции приходит «добрая половина» группы; как правило, такой предмет длится не больше семестра и специальным не является (что и подчеркнуто в названии данной модели), поэтому никакого «напряга» у студентов не вызывает; однако стоит отметить, что полученные в итоге знания вполне соответствуют нужному университетскому уровню; на экзамене обычно торжествует справедливость и каждый получает оценку по подготовке. Данная модель описывает типичного преподавателя нашего университета.
 
МОДЕЛЬ ПЯТАЯ: «ОТЧИСЛЮ С УЛЫБКОЙ»
 
Особенности: на первой серьезной проверке знаний 70% группы получает «неуд.»; обладает безусловным авторитетом у студентов и 99-процентной посещаемостью; на экзамене требует досконального знания материала, причем не тупо выученного, а полностью понятого; обладает абсолютной выдержкой и железным терпением; если студент не понимает предмета, такой преподаватель улыбнется, скажет: «Пускай сегодня не повезло…» и отчислит со спокойной душой; иногда создается впечатление, что этот преподаватель усиленно борется с недобором в армию (работает по контракту с военкоматом).
 
МОДЕЛЬ ШЕСТАЯ: «ГРОМ И МОЛНИЯ»
 
Характерные черты: такой преподаватель является главным фильтром своей выпускающей кафедры: если, по его мнению, студент будет «плохим специалистом», то он уже не студент; он легко может повысить голос или даже наорать на студента, указывая на все его недостатки, полную никчемность, абсолютную тупость по предмету и… В общем, готов «опустить ниже плинтуса» и «послать» на другой факультет (в другой университет); часть студентов видит его как хорошего, знающего преподавателя, который действительно может научить нужному предмету и выпустить прекрасного специалиста; другие же видят воплощение абсолютного зла, вопиющей несправедливости и уж очень излишней требовательности; его практические занятия вселяют страх в сердца большинства студентов, и данный предмет можно считать самым главным (а то и единственным) в семестре; такой преподаватель — человек настроения: может спокойно поговорить со студентами по душам (а то и пошутить), а вот если не повезет — мечет гром и молнии средь бела дня.
 
МОДЕЛЬ СЕДЬМАЯ: «ДОБРЫЙ ДЕДУШКА МОРОЗ»
 
безусловный авторитет у студентов и преподавателей не только факультета, но и всего университета; посещаемость лекций постоянна — 100%; теперь про подарки… За неявку на занятие или за ничегонеделание на нем он может преподнести ТАКО …Й подарок (например что-нибудь порешать), и, в принципе, студент к экзамену уж точно допущен не будет; а если кто-то хорошо старался (или просто понравилАСЬ за красивые глаза), то в качестве подарка он может с легкостью поставить «ОТЛИЧНО»; от такого преподавателя остаются и отличные знания, и отличные воспоминания (у тех, кто не будет «отфильтрован»).
 
МОДЕЛЬ ВОСЬМАЯ: «СВОЙ ЧУВАК»
 
Особенности: данный тип наиболее близок студенту по духу, с таким преподавателем студенты быстро находят общий язык, общаются легко и непринужденно; каждое занятие проходит интересно и увлекательно, студенты ходят на лекции и практику не для «галочки», а ради удовольствия, да и с пустой головой оттуда не уходят; экзамен или зачет, как правило, представляют собой простую формальность, и все получают хорошие и отличные оценки.
 
Итак, по нашему мнению:
 
Взгляды разных студентов на идеальность преподавателя неодинаковы, мы рассмотрим три позиции: позиция двоечника, позиция отличника и объективный утопический образ идеального преподавателя с точки зрения качественного образования и интересного учебного процесса.
 
ПОЗИЦИЯ ДВОЕЧНИКА. Безусловно, для двоечника ближе к идеальной первые три выше описанные модели. То есть преподаватель должен быть нетребовательным, не нагружающим студента лишними заданиями, с легкостью ставить автоматы и рассказывать на лекциях о том, как нужно «тырить» электроэнергию у государства.
 
ПОЗИЦИЯ ОТЛИЧНИКА. С точки зрения отличника, преподаватель должен вести лекции интересно и не объяснять 88 раз, как складывать 1 и 0. Но стоит отметить, что студент-отличник тоже человек и он не любит кучу домашних работ и дополнительных занятий. Из нашего списка это, несомненно, «ДОБРЫЙ ДЕДУШКА МОРОЗ».
 
УТОПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Сразу стоит отметить, что идеальный преподаватель — существо сказочное, и ниже описанный педагог существовать, а тем более работать просто не может. Однако он должен уметь (обязательно!):

  • интересно проводить лекции и практические занятия;
  • находить общий язык с любым студентом;
  • привить уважение к себе и предмету без использования метода «ГРОМА И МОЛНИИ»;
  • учитывать желания студентов при назначении дополнительных занятий и контрольных работ и одновременно добиваться высокого уровня итоговых знаний.

 
Всеми этими качествами преподаватель едва ли может обладать, и вполне ясно почему: угодить всем студентам сразу просто невозможно. Но если вам вдруг посчастливилось встретить идеального педагога — мы вам просто завидуем.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ