Памятка для начинающего педагога
- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к занятию, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
- Не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе со студентами в поиске.
- Стремитесь к тому, чтобы ваши занятия не стали шаблонными, проведенными «по трафарету».
- Помните, двойка очень вредна для формирования характера. Найдите возможным не увлекаться этой отметкой. Будьте в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
Памятка для наставника начинающего педагога:
- Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте рабочие учебные программы и объяснительные записки к ним.
- Помогите в составлении тематического плана, обратите особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
- Оказывайте помощь в подготовке к урокам.
- Поделитесь опытом подготовки дидактического материала, наглядных пособий, текстов задач, упражнений, контрольно- измерительных материалов.
- Посещайте уроки молодого учителя (не реже 2-х раз в месяц) с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки или уроки своих коллег, совместно их обсуждайте.
- Помогите в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
- Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.
- Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.